Большой театр за свою историю принимал в
свою труппу немало совсем молодых певцов. Бывали и тенора, ставшие знаменитыми,
24-26-летними вышли на прославленную сцену великие Собино, Лемешев,
Козловский…Николай Басков побил все известные рекорды не только возрастом,
дебютировав здесь в 22 года. Его первая роль была не проходной и даже не
второстепенной. Он впервые вышел на первую сцену страны в одной из сложнейших
партий мировой музыки, спетой всеми великими русскими тенорами - в партии
Ленского в опере " Евгений Онегин." Да еще в премьере новой постановки, на
которую был выбран среди трех претендентов. Все случилось так неожиданно, что
для Николая даже не успели сшить костюм, и он выступал в одеяниях … Сергея
Яковлевича Лемешева. Что тоже прибавило и без того сильных волнений. Для
оперного певца Николай очень молод. Паваротти в его годы еще только мечтал об
оперной сцене и брал уроки вокала, будучи мало кому известным. До 30 лет великий
Лучано был всего лишь " одним из начинающих теноров " с неким не предсказанным
большим певческим будущим. У Николая Баскова судьба сложилась иначе: когда
ему было еще 22 года, весь оперный мир уже знал о феноменальном теноре из
России, которого по мощи таланта сравнивали то с Паваротти, то с Карузо. В 19 лет Николай выступал в испанской Гранаде,и четыре тысячи
человек в течение 25 минут аплодировали ему стоя. Немецкая"Штудер Дойч" написала
о нем: " После исполнения песни памяти Леди Ди Николай Басков заставил зал
встать на десять минут оваций. Он сочетает в себе красоту и чистоту русской
души, а также необыкновенно красивый голос ". Приходилось ему петь и в
президентском клубе в США вместе с Чеботаревой и Рихтером. У нас известность
Николаю принесла пронзительная композиция " Памяти Карузо ". До него ее
исполняли многие другие известные певцы, но в интерпретации Баскова она звучала
как признание,дань великому музыканту от молодого человека, вступившего на путь
творчества. Представители звукозаписывающей компании "E.M.I" признали, что
вариант Баскова - самый интересный и по технике вокала, и по эмоциональной
подаче за всю историю существования этой композиции. После клипа " Памяти
Карузо ", который крутили по телевидению, о Баскове заговорили. И, тем не менее,
российская публика отнеслась к нему настороженно: мол, знаем, клип мы видели, а
теперь давай посмотрим, что ты умеешь делать на деле. Николай рассказывает: "Я
ощущал эту настороженность, когда выходил на сцену Большого театра. И лишь когда
по окончании спектакля меня вызывали на бис вновь и вновь, я понял - меня
признали". Басков предложил совершенно новый жанр,синтезирующий оперу и
эстраду, и сочетание это у него вышло вполне органичным. Более того, актуальным.
Так что Басков - единственный в своем роде, настоящий феномен. Он не эстрадный
певец, он надежно занимает свою собственную нишу - эстрадной классики.
Попытки осовременить классическую музыку еще два года назад считались
большим грехом, хотя весь мир уже сходил с ума по скрипачке Ванессе Мэй. Очень
скоро, распробовав, наша публика стала сходить с ума по Баскову. Оказывается,
истосковались мы по пению не " под фанеру ", а еще больше истосковались по
настоящему пению, глубоким чувствам, пронзительным мелодиям. Видимо, Басков
сумел дать именно то, чего ждала публика. Вспомните, когда у нас в залах люстры
дрожали не от мощных децибел, выбрасываемых усилителями, а из-за человеческого
голоса? Мир шоу-бизнеса - мир жестокий. И понятно, что многие акулы
шоу-бизнеса отнеслись к появлению, а тем более успеху молодого исполнителя
весьма ревниво. Вероятно, отсюда и периодически появляющиеся злопыхательские
статьи в газетах, авторы которых пытаются тем или иным способом поддеть молодого
исполнителя. Впрочем, " наезды " - это не так уж плохо. Не пытаются
затравить только бездарностей. Без сомнения, петь с такой примой мировой
оперы, как Монсеррат Кабалье, - предел устремлений любого исполнителя. Никто из
"наших " похвастаться такими достижениями не может. А вот Баскову удалось это.
Было это в минувшем сентябре на выступлениях в Санкт-Петербурге. Но и здесь не
обошлось без упреков. Кто-то даже написал, что примадонну якобы уговорили спеть
с Николаем в целях его раскрутки. Ведь всем известно: Монсеррат выступает только
с очень достойными партнерами. А здесь дело обстояло именно так. Голос
молодой российской звезды произвел на певицу такое впечатление, что она по
собственному почину стала ему подпевать во время исполнения композиции " Памяти
Карузо ". А потом еще и спела дуэтом " Застольную " из " Травиаты ". Она сама
потом призналась, что устала и не хотела больше петь: " Но голос Николая меня
вынудил. Я ожила, когда услышала, какой поет!" Позже Монсеррат Кобалье
предложила Баскову совместный гастрольный тур по Европе. Певица хочет
представить молодое российское дарование мировой общественности. А это о чем-то,
да говорит! Николаю много раз поступали предложения уехать за рубеж - ведь
его хорошо знает оперный мир, а у оперной классики язык вполне
интернациональный. Ему предлагали остаться в Америке и доучиться там при школе "
Метрополитен ". Приглашали выступать под патронажем аукционного дома " Кристи ".
Однако ни на это, ни одно подобное другое предложение он не принял. Он живет
здесь. Хотя…" Если бы не мой продюсер Борис Исаакович Шпигель, я бы уехал, -
говорит Николай, но пришел человек, который пообещал, что полностью займется
мной в России, и сдержал слово…" Басков остался в России. И теперь радует,
удивляет, будоражит. Высказывает уйму разговоров и разноречивых оценок серьезных
и пустозвонных критиков. И, наверное, их еще будет немало. Ведь он так молод.
Только в начале пути…